Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад компенсирующего вида № 346 "Теремок"

620088 г. Екатеринбург, ул. Кировградская, д. 47 тел. (343)3308655

Новости О нас С нами работают Будь здоров! Папы и мамы, это для вас! Хорошо у нас в саду! Приходите к нам в гости
Ребенок бережет свою душу, как веко бережет глаз, и без ключа любви никого не пускает в нее.

Что такое фонематический слух? Как его развивать?

Речь идет о способности человека воспринимать и различать на слух все звуки речи, особенно близкие по звучанию (с-з, ш-ж, л-р). Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Ведь заменив даже один звук в слове, мы можем получить совершенно иное его значение: «коза – коса», «дом- том», «бочка – почка». И вот уже козой косят луг, а Мишина машина превращается в мышей на машине. Сформированный фонематический слух является залогом четкого произнесения звуков, построения правильной слоговой структуры слов (даже не обладая возможностью выговорить все звуки, ребенок при сформированном фонематическом слухе сохраняет структуру слов). Умение слышать каждый отдельный звук в слове, четко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово, умение назвать последовательность звуков в слове, их порядок, количество, т.е. уметь анализировать звуковой состав слова, все это является важным для последующего обучения грамоте, так и в дальнейшем письму и чтению. У ребенка фонематического слуха начинается с развития неречевого слуха.
Предлагаемые игры не требуют пунктуального выполнения, скорее эта тема для свободной импровизации.

Игра «Чудо-звуки» - послушайте с ребенком аудиозаписи природных звуков – шум дождя, журчание ручья, морской прибой, весенняя капель, шум леса в ветреный день, пение птиц, голоса животных. Обсудите услышанные звуки, - какие звуки похожи, чем звуки различаются, где их можно услышать. Эти же звуки слушайте на прогулке – зимой – скрип снега, звон сосулек; весной - капель, журчание ручейка; осенью – шелест листьев, шум дождя, летом – жужжание насекомых. В городе постоянный шумовой фон – машины, трамваи, голоса людей.

Игра «Угадай, что звучало» - проанализируйте с ребенком бытовые шумы - скрип дверей, телефонный звонок, тиканье часов, звон ложечки о стакан, шелест страниц. Ребенок должен научиться узнавать их с открытыми и закрытыми глазами. Количество различных шумов может достигать 7-10.

Игра «Шумящие коробочки» - нужно взять два комплекта небольших коробочек – для себя и ребенка, наполнить их различными материалами, которые, если коробочку потрясти, издают разные звуки. В коробочки можно насыпать песок, крупу, горох и т.д. Вы берете коробочку из своего набора, трясете ее, ребенок, закрыв глаза, внимательно прислушивается к ее звучанию. Затем среди своих коробочек он ищет аналогичную. Можно постепенно усложнять игру: трясти одну за другой несколько коробочек, ребенок должен запомнить последовательность и воспроизвести заданную последовательность.

Игра «Где позвонили?» - определяем направление звука. Для этой игры нужен колокольчик или другой звучащий предмет. Ребенок закрывает глаза, взрослый встает в стороне от него и тихо звенит в колокольчик. Ребенок должен повернуться к тому месту, откуда слышен звук, и с закрытыми глазами рукой показать направление, потом открыть глаза и проверить себя.

Игра «Похлопаем» - ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Сначала ребенок видит ваши руки, и повторяет ритмический рисунок, далее он слушает с закрытыми глазами и воспроизводит ритмический рисунок без зрительной опоры.


Игра «Угадай, кто позвал» - взрослый предлагает ребенку отвернуться и догадаться, кто из родных его позвал. Вначале ребенка зовут по имени, затем произносят краткое «АУ».


Игра «Три медведя» - взрослый предлагает вспомнить сказку «Три медведя». Затем меняя высоту голоса просит отгадать кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос), Настасья Петровна (голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос). Если ребенок затрудняется назвать персонаж по имени, взрослый предлагает ему показать соответствующее изображение на картинке. Когда ребенок научится различать реплики по высоте звучания, следует попросить его самого произнести одну из фраз за медведя, медведицу или медвежонка голосом, меняющимся по высоте.

Самое главное – не превращайте игры в учебные занятия. Пусть будет весело и интересно! Начинайте с простого, постепенно переходя к более сложному; не перегружайте ребенка и вовремя завершайте игру.

Удачи, успехов и удовольствия в совместном досуге с детьми!

Жданова Елена Георгиевна, учитель-дефектолог